Регулятор конкретизировал свои предложения по реформированию тарифов ОСАГО
Верхняя граница повышается на 20% для всех транспортных средств, кроме мотоциклов и мотороллеров (для них она снизится на 10,9%), а также легковых автомобилей юридических лиц (снижение на 5,7%). Так, для автомобилей категории B и BE юридических лиц минимальное значение составит 2058 р. (вместо нынешних 2573 р.), а максимальное – 2911 р. (сейчас 3087 р.). Для автомобилей этих же категорий физлиц и ИП минимальная ставка будет равна 2746 р. (сейчас – 3432 р.), а максимальная – 4942 р. (сейчас – 4118 р.). Для автомобилей этих категорий, используемых в качестве такси, ставки будут составлять 4110 р. и 7399 р. (сейчас – 5138 р. и 6166 р. соответственно).
Регулятор полагает, что эти изменения позволят страховщикам более индивидуально подойти к определению страхового тарифа на каждой территории использования автомобиля, устанавливая более дифференцированные страховые тарифы в зависимости от аварийности водителей того или иного региона.
Указание также предусматривает реформирование коэффициента бонус-малус (КБМ). Планируется перейти на годовой порядок его расчета (сейчас КБМ рассчитывается на дату окончания действия последнего договора ОСАГО). Это приведет к большей простоте и прозрачности в применении данного коэффициента, снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении, а также позволит исключить случаи сдвоения КБМ.
По ожиданиям ЦБ, новый подход позволит закрепить страховую историю за каждым водителем (сейчас в ряде случаев человек может иметь один КБМ как водитель и еще один – как владелец автомобиля) и исключит случаи обнуления страховой истории автовладельца при перерыве в вождении (в том числе при управлении автомобилем на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению машиной).
Юридическому лицу будет присваиваться единый для всех машин в автопарке КБМ. Это существенно упростит проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО, считают в ЦБ.
В момент вступления в силу этих изменений (1 января 2019 г.) всем водителям, у которых в базе данных Российского союза страховщиков числится более одного значения КБМ, будет присвоено наименьшее из имеющихся в базе значений.
Кроме того, нововведения коснутся коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя (КВС). ЦБ введет более детальную градацию КВС, увеличив количество ступеней, понижающих тариф водителя в течение его жизни (50 ступеней вместо действующих 4-х). При этом для опытных водителей среднего и старшего возраста значения КВС будут снижены, а для молодых и неопытных – повышены в пределах 4,5%. Эти изменения направлены на установление более обоснованной стоимости полиса ОСАГО в зависимости от возраста и стажа водителя, отмечает регулятор.
Как уже сообщало АСН, ЦБ планирует масштабную реформу ОСАГО, которая пройдет в три этапа. Первый этап (о нем говорится в данном документе) – расширение тарифного коридора по ОСАГО на 20% вверх и вниз, а также реформа КБМ и коэффициента возраст-стаж. Второй этап реформы предполагает установление индивидуальных тарифов для каждого водителя. Сейчас рассматриваются разные предложения в этом направлении, сообщил зампред ЦБ Владимир Чистюхин. Многие сейчас покупают полисы ОСАГО у агентов. В связи с этим ЦБ считает нужным создать реестр таких агентов, разработать стандарты их деятельности и проводить обучение. Страховые компании на своих сайтах должны будут разместить калькуляторы с примером расчета тарифа по аналогии с банковскими депозитами, рассказал Чистюхин. И только после того, как эти два этапа будут успешно завершены, можно будет переходить к полной либерализации ценообразования по ОСАГО. В результате автовладелец должен получить ту цену полиса, которую он заслуживает, добавил он.
По теме:
В 2017 г. страховщики получили 15 млрд р. убытка по ОСАГО
ОСАГО могут либерализовать в середине 2020 г.