По закону страхование авиагрузов не является обязательным элементом предупреждения рисков, однако на практике и владельцы, и в особенности перевозчики стараются снять с себя бремя потенциальных убытков. Для этого составляется договор, где учитываются все нюансы транспортировки, способные вызвать страховой случай. Для авиации это:

  • Страхование грузов при авиаперевозкахАвиакатастрофа;
  • Стихийное бедствие в порту назначения или невозможность осуществить посадку в связи с погодными условиями;
  • Некорректная работа аэропорта, вызванная забастовкой авиадиспетчеров и (или) представителей других служб;
  • Ущерб товарам и материалам, возникший в процессе перевозки. Бой, намокание, продавливание и другие повреждения;
  • Вред, возникший в процессе погрузочно-разгрузочных работ;
  • Кражи.

Сегодня большинство грузовых перевозчиков включает страховку в прейскурант, но при этом заказчик может воспользоваться услугами сторонних компаний, что обычно выходит дешевле. Вместе с тем российский закон исключает двойное страхование, поэтому владелец должен делать выбор в пользу авиакомпании или специализированного страховщика.

Расценки

Плата, взимаемая по договору страхования грузов, варьируется в зависимости от организации, но в среднем цена остается в диапазоне 0,05 — 0,3 % от общей стоимости перевозимой продукции, оборудования или материалов. Она определяется несколькими параметрами, включая:

  • Характер груза, его точное наименование и кодировка. В процессе предварительной подготовки страховщик проверяет продукцию и относит ее к определенной категории. С наименьшей ставкой проходят товары с высокой устойчивостью к повреждениям (камень, металлы и их производные). Хрупкая и скоропортящаяся продукция обходится намного дороже. Некоторые изделия требуют специального разрешения от властей. Это драгоценные металлы, денежная наличность, акцизная продукция, произведения искусства, флора и фауна, оружие и боеприпасы;
  • Способ доставки. В конкретном случае речь идет об авиации, которая считается самым быстрым и безопасным видом транспорта, поэтому здесь страхование проходит по низкому тарифу;
  • Упаковка. Дороже всего выходит открытый характер товаров и материалов, что увеличивает вероятность порчи и повреждений. Наличие контейнера и другой тары всегда снижает расценки.

Виды страхования

Страхование грузов при авиаперевозках производится для разовой транспортировки или по генеральному полюсу. Как правило, он выдается на один год и касается конкретной товарной позиции. Сложнее ситуация обстоит при международной транспортировке, например, при отправке тех или иных изделий в страны Европейского Союза.

Страхование грузов при авиаперевозкахЗдесь применяется так называемый метод «ИНКОТЕРМС», заключающийся в передаче ответственности за груз, которая производится в установленный соглашением между продавцом и покупателем момент, при пересечении границы, приземлении борта или по окончании загрузки в аэропорту вылета.

Соответственно каждая из сторон несет все расходы на своей части маршрута. В этот перечень входит и оплата услуг страховщика. На практике, закупив товар в России и обозначив передачей ответственности его загрузку в самолет, покупатель обязывает продавца застраховать продукцию вплоть до этого момента.

Учитывая сложность процедуры, необходимость контролировать юридические моменты и фактическое состояние груза, заказчики обращаются к третьим лицам. В этом качестве успешно себя зарекомендовала компания Aviav TM (Cofrance SARL), оказывающая всестороннюю помощь при сопровождении грузов. Ее основная деятельность сконцентрирована на международном авиационном сообщении между Россией и Европой и предусматривает согласование всех формальностей.

Сумма страховки

Чаще всего при определении страхового вычета имеется в виду грузовая стоимость по контракту. Некоторые страховщики прибавляют к ней процент от цены перевозки и потенциальной прибыли. Также происходит предварительная договоренность относительно франшизы, которая бывает двух типов:

  1. Страхование грузов при авиаперевозкахУсловная франшиза, представляющая собой указанную в договоре сумму, превышение которой обязывает страховую компанию компенсировать все убытки. В то же время, если ущерб не превысил установленного порога, обращаться за возмещением бессмысленно;
  2. Безусловная франшиза. Здесь деньги выплачиваются независимо от размера убытка вплоть до минимальных величин.

Если перевозка грузов носит международный характер, в договоре прописываются все виды рисков, вплоть до расходов на оплату услуг полиции, занятой поиском украденного товара.