Быстрое развитие, которое в настоящее время переживает частная авиация, заставляет владельцев самолетов и вертолетов, а также лиц, которые только присматриваются к новому виду транспорта, изучать все нюансы владения и эксплуатации воздушных судов. В среднем, рынок ежегодно увеличивается на 15%, а параллельно развивается сервис, квалификация обслуживающего персонала, и минимизируются риски.
Необходимо отметить, что частная авиация представляет собой не самый дешевый вид услуг, требуя значительных расходов на «входной билет» и больших последующих трат. Ценовой диапазон моделей самолетов варьируется в пределах от 500 000 долларов и выше. «Выйдет в копеечку» и эксплуатация воздушного судна, если только владелец не учтет все проблемы заранее, застраховав самолет или вертолет от всех непредвиденных обстоятельств.
Страхование частных самолетов имеет множество схожих деталей с аналогичным продуктом, где объектом выступает машина, дом или другое имущество. Заметным отличием является практически повсеместно отсутствие параграфа об угоне, поскольку у злоумышленников на это нет нужных навыков. В то же время распространение практики владения частными самолетами обязательно восполнит и этот «пробел».
Страхование самолета представляет собой полностью добровольную процедуру. Этим она отличается от обязательств пилота или ответственности за жизнь пассажиров. Действие полиса распространяется исключительно на воздушное судно, предусматривая компенсацию в таких случаях как:
- Наземные повреждения, возникшие во время стоянки или дозаправки;
- Ущерб, перенесенный транспортным средством в воздухе. Это могут быть аварии, столкновения с деревом или другим самолетом, выход из строя узлов и механизмов.
Отдельным пунктом идет страхование воздушного судна в период транспортировки. Обычно его включают в договор при покупке самолета или вертолета. Последнее слово остается за будущим владельцем, который решает, стоит ли нести дополнительные расходы, оформляя страховку от потенциальных рисков.
Стоимость услуг
Цена страхового полиса образуется из нескольких факторов. Прежде всего учитывается, что транспортные средства используются относительно редко, за ними хорошо ухаживают, и как указывалось выше, здесь минимизирован риск угона. В то же время страховщики выделяют корпоративный и частный авиатранспорт, поскольку в первом случае идет ускоренный износ, а во втором имеется риск некомпетентного управления и происшествий.
Во всех случаях стоимость зависит от:
- Модели воздушного судна, страны изготовителя, года выпуска;
- Уровня квалификации пилота;
- Характера эксплуатации.
Так если самолет находится на балансе автошколы или нефтедобывающей компании, цена страховки возрастет, поскольку это предполагает интенсивное использование.
Условия страховщика
Существует перечень пунктов (прописываемых практически во всех соглашениях), которые снимают со страховой компании обязательства по выплате компенсации. Например:
- Нарушены условия эксплуатации транспортного средства. В договоре прописано, что самолет не будет передаваться в управление третьим лицам, и это положение нарушено. Либо он использовался для обучения пилотов, что также не предусматривалось полисом;
- Владелец или лица, действующие с его ведома, допустили перегрузку воздушного судна, что привело к выходу из строя некоторых узлов;
- Были проигнорированы правила техобслуживания, условия содержания самолета, не был осуществлен осмотр перед вылетом;
- Полеты производились без необходимых разрешений и лицензирования;
- Использование неподходящего топлива.
Редкий страховщик не упомянет в договоре отказ от покрытия ущерба, связанного с естественным износом и устареванием деталей и узлов. В любом случае перед заключением договора необходимо тщательно проанализировать все условия, чтобы подписание не превратилось в формальность, которая ни к чему не обязывает страховую компанию, заставляя владельца или эксплуатанта платить регулярные взносы.
Лучше всего пользоваться помощью проверенных компаний. В Европе и России успешно зарекомендовала себя фирма Aviav TM (Cofrance SARL), специалисты которой занимаются сопровождением клиентов на всех этапах покупки и владения самолетом, оказывая всестороннюю поддержку в вопросах грамотного страхования.