В стандартной форме страхование багажа включено в авиабилет, и при утере вещей убыток возмещает перевозчик. Сумма компенсации при этом не велика и не покрывает ущерба, особенно если речь идет о транспортировке ценных вещей. Действующие нормы ответственности авиакомпаний установлены Варшавской конвенцией. Она определяет выплату конкретной суммы за каждый килограмм веса. Итог в этом случае составляет совсем небольшие суммы, из-за чего туристы и деловые люди, путешествующие самолетами, предпочитают другие способы предупреждения рисков.
Они заключаются в покупке отдельного полиса у страховой компании. При утере багажа авиакомпания в любом случае будет вносить свои средства, но выплаченная ею сумма будет вычтена страховой компанией из общей компенсации. Обычно пассажиры прибегают к дополнительной страховке при перевозке портативной техники, дорогой одежды и аксессуаров. Параллельно в договор может быть внесен пункт о денежной компенсации за задержку багажа, приводящую к лишним расходам.
Классификация
Страхование багажа при авиаперелетах бывает четырех видов:
- Дополнительный пункт туристической страховки. Наиболее распространенный и удобный вариант для путешественников, отличающийся небольшой стоимостью;
- Отдельный страховой полис для багажа. Такая услуга редко востребована, поэтому многие страховщики предпочитают не вносить ее в сервисный перечень;
- Специальный пункт при покупке авиабилета. Дополнительная услуга, которую стремятся навязать недобросовестные перевозчики и распространители. Авиакомпания изначально обязана возместить убытки, поэтому согласие пассажира не означает ничего кроме лишних трат;
- Дополнительная функция банковской карты (дебетовая, кредитная). Чаще всего для выплаты необходимо, чтобы билет был куплен с помощью этого инструмента.
Наступление страхового случая
Статус утерянного багаж получает по прошествии нескольких дней с момента пропажи. Обычно его находят раньше и оповещают владельца, либо привозят по указанному им адресу. Страховые компании стараются как можно дольше затянуть процедуру, поэтому первую компенсацию выплачивает перевозчик. Она проходит по стандартному тарифу за килограмм груза, а затем вычитается из суммы, выплачиваемой страховщиком.
Цифры варьируются в пределах 50 — 3 000 долларов (евро), причем нередко их указывает клиент при составлении договора. Полная выплата проходит только при утере вещей. Если же речь идет о порче, страховщик компенсирует ущерб частично.
Отдельные случаи
В стандартном виде, когда страховка багажа продается вместе с авиабилетом, срок ее действия начинается с момента сдачи вещей в аэропорту. Окончанием является прибытие в пункт назначения. Компенсация назначается за потерю по вине перевозчика и при наступлении форс-мажорных обстоятельств от ДТП и аварий до разбоя. Если багаж по тем или иным причинам поврежден грызунами или конфискован правоохранительными органами, возмещение не предусмотрено.
В специальном соглашении вещи можно застраховать как на время перелета, так и на весь период поездки, при условии, что они находятся в отеле или камере хранения.
Иногда страховщики действуют методом безусловной франшизы, что предполагает фиксированную сумму убытков. Например, если предел составляет 20 долларов, а ущерб достигает только 15, компенсация не выплачивается.
Еще одним вариантом предупреждения рисков является объявленная стоимость багажа. В этом случае пассажир должен задекларировать ценные вещи (фотокамера, квадрокоптер, керамика) в аэропорту, в который надо приехать за несколько часов до вылета. Методика довольно затратная, поскольку перевозчик берет высокий сбор, достигающий 5 — 10% от заявленной стоимости.
Действия пассажира при утере вещей
Потеряв багаж, либо обнаружив его порчу, пассажир должен составить специальный акт PIR на регистрационной стойке, получив специальный номер. Нужно сохранить все билеты и квитанции. Если вещи застрахованы, следующим шагом становится звонок в выбранную компанию и объяснение ситуации.
По прибытии домой (не позднее 30 дней с момента прилета) весь перечень документов, включая чеки на покупку предметов первой необходимости, передаются страховщику. Как правило, расчет по взятым обязательствам производится в течение 2-х недель.