Роберт УОЛЛ, Париж
Всемирная торговая организация (ВТО) готовит первое формальное решение в споре между авиапроизводителями Airbus и Boeing относительно допустимости государственных субсидий на разработку новых самолетов. Однако Великобритания уже намерена проспонсировать запуск разработки новейшего пассажирского авиалайнера Airbus — самолета A350XWB.
Для того чтобы поддержать разработку нового широкофюзеляжного двухдвигательного самолета, Британия собирается выдать европейской компании кредиты на общую сумму 340 млн фунтов стерлингов (560,7 млн долл.) — в дополнение к тем 60 млн фунтов, которые будут выделены партнеру, участвующему в рисках по проекту A350 — компании GKN. Финансовое вспомоществование планируют также страны — акционеры Airbus. Так, Франция, чьи авиационные предприятия получат наибольшую долю работ по новой программе, обещает выделить 1,4 млрд евро (1,9 млрд долл.), Германия — 1,1 млрд евро. Испания также собирается выдать Airbus ссуду, ее сумма пока не определена.
Размер субсидии от Великобритании оказался гораздо меньше того, на который отрасль рассчитывала изначально, хотя в последние несколько месяцев ожидания несколько снизились. Йан Годен, исполнительный директор Общества британских авиакосмических предприятий SBAC, аплодировал решению правительства, подчеркнув, что программа создания A350XWB "чрезвычайно важна для будущего британской авиационной отрасли и госинвестиции сформируют ей столь необходимые объемы работ". По его словам, субсидии обеспечат создание или сохранение "свыше 5000 рабочих мест по всей цепочке британских поставщиков".
Airbus поначалу пытался избежать торговой войны с американским конкурентом. Но усилия по примирению забуксовали, а тем временем траты на разработку A350 стали реальностью — уже заказывается необходимая технологическая оснастка, положено начало строительству цеха окончательной сборки. Соответственно, вопрос финансирования становится все более актуальным.
Airbus и государства-партнеры рассматривали альтернативные возможности спонсирования программы вместо традиционных кредитов, в частности, с целью избежать еще большего напряжения в отношениях с США в период, когда ВТО рассматривала законность ныне предоставляемых субсидий. Но в конечном счете прямое кредитование сочли самым простым вариантом.
Решение Британии кредитовать программу было встречено некоторыми с недоумением, в том числе и в США. Вице-президент консалтинговой фирмы Teal Group Ричард Абулафия говорит, что оно было "не только провокационным, но и бессмысленным". По его словам, материнская компания Airbus — корпорация EADS — располагает значительными денежными средствами и не нуждается в госсубсидиях. Кроме того, отмечает Абулафия, "имеется огромное количество если не более законных, то хотя бы менее топорных способов достичь абсолютно того же результата: помочь воплощению программы A350XWB в жизнь".
Решение ВТО по поводу трансатлантического торгового диспута будет вынесено в два приема. В начале сентября организация выпустила промежуточный доклад относительно иска, поданного США против субсидий, которые Airbus якобы получал от европейских государств. Его содержание конфиденциально, однако есть сведения, что по А380 ВТО усмотрела некие проблемы. Что же до комиссии, призванной рассматривать встречный иск Европейского союза, то она еще только завершает свою работу и, скорее всего, не вынесет решение раньше конца года.
Остается неясным, как сложится судьба A350, если ВТО примет сторону США. Официальные лица отрасли предполагают, что в этом случае Airbus заставят вернуть часть правительственных субсидий или пересмотреть условия их выдачи в соответствии с рыночными кредитными ставками. Евросоюз наверняка оспорит такое решение, поскольку оно грозило бы затронуть не только A350, но и такие недавние программы Airbus, как A340-500/600 и A380.
Встречный иск Евросоюза против США в основном сосредоточен на налоговых льготах, которые Boeing получил по программе создания самолета 787, а также на субсидировании деятельности производителя в рамках контрактов с NASA и Пентагоном. Долгосрочные последствия трансатлантического спора вне зависимости от вердикта ВТО представляются неопределенными. По словам одного европейского отраслевого топ-менеджера, окончательное решение, по всей вероятности, будет активно обсуждаться в прессе, но вряд ли оно сможет изменить состояние конкурентной борьбы между Airbus и Boeing или ценообразование в сфере авиационной техники.
Тем не менее в среднесрочной перспективе возможны определенные политические последствия с учетом того факта, что Boeing и Airbus в очередной раз готовятся схлестнуться за право поставлять самолеты-заправщики нового поколения для ВВС США. Сторонники Boeing ранее уже упоминали битву в ВТО, объясняя, почему Пентагону не следует закупать самолеты, созданные на базе Airbus A330. До сих пор ВВС упорно отказывались усматривать связь между этими двумя вопросами.
Однако сам ЕС недавно увязал спор в ВТО и ситуацию вокруг конкурса американских ВВС, приведя этот конкурс в качестве примера незаконного субсидирования деятельности Boeing. В своем июльском отчете о препонах, чинимых в США на пути к доступу к свободной торговле, Евросоюз выражает несогласие с результатами (отмененными) предыдущего конкурса, в котором предпочтение было отдано самолетам-заправщикам Boeing, и заявляет, что будет "продолжать следить за ситуацией".