Тормозящие пошлины

Ключевой проблемой, существенно ограничивающей потенциал российского авиатранспортного рынка, остается старение парка ВС при неспособности отечественного авиапрома произвести достаточное количество новой качественной авиационной техники. Из находившихся в государственном реестре 5899 ВС на начало 2007 г. в состоянии летной годности было лишь 2680, т. е. менее половины. При этом топливная эффективность самолетов классического советского поколения, разработанных для эксплуатации в принципиально иной экономической ситуации, в условиях быстрого роста цен на ГСМ оказалась крайне низкой. Средний отраслевой показатель расхода топлива составляет 58 г/пкм, причем по ВС иностранного производства — 39 г/пкм, а по новым отечественным — 51 г/пкм. Очень дорого обходится поддержание летной годности устаревшего парка Ту-134, Ту-154, Ил-86 и др.; дефицит запчастей и ряд других технических сложностей поднимают стоимость эксплуатации новых типов, таких как Ту-204/214 и Ил-96.

Читайте также:  Партнерство на распутье

Важнейшее препятствие на пути обновления парка отечественных авиаперевозчиков — существующая практика высоких (в ряде случаев фактически запретительных) ввозных таможенных пошлин, которая стимулирует импорт более дешевых самолетов со сроком эксплуатации свыше 10 лет (58% от парка ввезенных ВС) и даже 20 лет (12%), что увеличивает эксплуатационные издержки авиакомпаний и расходы на поддержание летной годности этих ВС. А таможенные пошлины на запасные части самолетов и длительные процедуры оформления могут нести и непосредственную угрозу безопасности полетов.

В этих условиях конкурентоспособность отечественных авиакомпаний ставится под серьезный удар. В результате наблюдается существенный рост доли иностранных перевозчиков в пассажирообороте на международных воздушных линиях. А на внутренних линиях воздушный транспорт — особенно в части региональных перевозок — проигрывает менее эффективному с точки зрения скорости сообщения наземному транспорту. Данные тенденции, хотя и отмечены руководством страны как негативные и требующие адекватного регулирования, пока не встречают достаточных действий со стороны власти.