В 2017 г. страховщики получили 15 млрд р. убытка по ОСАГО


ЦБ: страховщики вряд ли смогут получить прибыль по ОСАГО

Об этом сообщил заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин. Более 58% жалоб на НФО, поступивших в ЦБ в первом квартале 2018 г., касаются ОСАГО. Примерно половина из них связаны с неверным расчетом КБМ, поскольку граждане не удовлетворены тем, как присваивается этот коэффициент и теми данными, которые они получают из АИС ОСАГО. Еще 25% жалоб связаны с отказом в приобретении полисов ОСАГО.

В 2017 г. страховые компании получили 15 млрд р. убытка по ОСАГО. Это, по словам Владимира Чистюхина, обусловлено двумя причинами. Первая – деятельность мошенников и злоупотребление правом. Вторая – слабость юридической работы самих страховых компаний, которые не всегда направляют в суды своих представителей. Кроме того, страховщики недостаточно оптимизируют свои расходы, которые можно сократить, например, путем увеличения продаж полисов е-ОСАГО, отметил Чистюхин. «Если по итогам 2018 года страховые компании в целом по ОСАГО получат прибыль, это будет очень важным драйвером для снижения реальной фактической стоимости полиса ОСАГО. Потому что заработает конкуренция и начнется борьба за клиента», — сказал он. Однако при сохранении текущей структуры доходов и убыточности страховщики вряд ли смогут выйти на прибыль по ОСАГО даже с учетом расширения тарифного коридора, полагают в ЦБ.

Читайте также:  В Лос-Анджелесе раскрыли страховое мошенничество на $8 млн

Для выхода из кризиса на этом рынке ЦБ предлагает три базовых решения, которые будут реализовываться поэтапно и будут связаны с детализацией тарифа по ОСАГО. Во-первых, заявил Владимир Чистюхин, нужно изменить подход к определению КБМ. Сейчас этот коэффициент может меняться в течение года несколько раз, а ЦБ предлагает разрешить его менять один раз в год. Кроме того, сейчас автовладелец может иметь несколько разных КБМ, тогда как регулятор предлагает присваивать в момент перехода самый лучший коэффициент для данного водителя. Во-вторых, предлагается выстроить более сложную систему расчета коэффициента по возрасту и стажу водителя, в частности, в составе этого коэффициента может быть установлено около 50 градаций. В зависимости от статистики эти критерии будут постепенно расширяться и дифференцироваться, сообщил зампред ЦБ. В-третьих, предлагается примерно на 20% понизить минимальную границу базовой ставки тарифа по ОСАГО и настолько же увеличить максимальную границу. Таким образом, нижняя граница для легкового автомобиля физлица будет составлять 2700 р. (вместо нынешних 3400 р.), а верхняя ‒ 4900 р. (вместо нынешних 4100 р.). Это, по мнению ЦБ, позволит увеличить доступность полисов ОСАГО, однако дата, когда эти нововведения вступят в силу, пока не определена. ЦБ сейчас готовит соответствующие нормативные документы.

Читайте также:  СК «Сбербанк страхование» выплатила 12 млн р. в связи с пожаром

Второй этап этой работы заключался бы в том, что страховщики могли бы в рамках существующих коэффициентов присваивать тариф не группе водителей, а индивидуально каждому автовладельцу. Сейчас рассматриваются различные предложения в этом направлении, сообщил Чистюхин. Многие сейчас покупают полисы ОСАГО у агентов. В связи с этим ЦБ считает нужным создать реестр таких агентов, разработать стандарты их деятельности и проводить обучение. Страховые компании на своих сайтах должны будут разместить калькуляторы с примером расчета тарифа по аналогии с банковскими депозитами, рассказал Чистюхин. И только после того, как эти два этапа будут успешно завершены, можно переходить к свободному и справедливому ценообразованию по ОСАГО. В результате автовладелец должен получить ту цену полиса, которую он заслуживает, добавил он.