Развитие инфраструктуры требует больших долгосрочных капиталовложений, финансирование подобных проектов должно осуществляться на особых условиях. В России нет банка, специально ориентированного на сферу транспорта, но эту функцию выполняет Банк развития и внешнеэкономической деятельности (ВЭБ). В частности, ВЭБ вкладывает средства в развитие сразу пяти аэропортов: Шереметьево, Пулково, аэропорты Сочи, Екатеринбурга и Владивостока. Об особенностях финансирования подобных проектов, их текущем состоянии и перспективах рассказывает директор департамента инфраструктуры ВЭБ Михаил Полубояринов.

АТО: Михаил Игоревич, какую долю в кредитном портфеле ВЭБ занимают транспортные проекты?
М. П.:
Всего на транспортные проекты в Банке развития приходится почти четверть кредитного портфеля, в том числе более 15%, почти 32 млрд руб., непосредственно связаны с авиацией: сюда входят инфраструктура аэропортов, авиастроение и авиаперевозки (см. таблицу). Причем наши инвестиции осуществляются по определенной стратегии, согласованной с правительством и профильными министерствами. Кроме того, есть собственный меморандум о финансовой политике ВЭБ, наряду с Федеральным законом "О банке развития" четко определяющий нашу деятельность.
В рамках основных отраслевых приоритетов мы создаем внутри банка центры компетенции, то есть департаменты и управления. В частности, есть департамент инфраструктуры и управление транспорта, которые занимаются в том числе и авиационными проектами. Есть подготовленные специалисты, ориентированные именно на авиатранспортный сектор. На Западе это называется "авиационная команда".
ВЭБ как Банк развития существует на особых принципах, определенных в законе и отдельных от любого другого юридического лица. Поэтому, обладая специфической правоспособностью, мы можем финансировать такие транспортные проекты, которые требуют длительных сроков и невысокой  стоимости кредитования.

Читайте также  Индия: рост объемов перевозок наряду с ростом долговой нагрузки авиакомпаний