Война страховых компаний за клиентов вступила в фазу активных боевых действий. Стоимость полиса автокаско на одинаковые автомобили порой отличается аж в несколько раз. С одной стороны, дорогие полисы позволяют получить сверхприбыли, благо спрос сейчас наблюдается высочайший. С другой стороны, снижая цены на тарифы, компании завоевывают новых клиентов, для которых главное — стоимость.
|
Говорим: кредиты, подразумеваем: каско
С введением в 2003 году обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) страховщики говорили о возможном снижении интереса автовладельцев к добровольному страхованию каско. Часть аварий оплачивается за счет «автогражданки», и некоторые особенно уверенные в себе автолюбители могли бы посчитать полис каско лишним. Однако сложная и долгая процедура получения выплат по ОСАГО не дала сбыться этим прогнозам.
По мнению заместителя гендиректора страхового дома ВСК Евгения Уфимцева, популярность каско связана с естественными причинами — ростом парка машин, который объясняется все более доступными программами автокредитования. «Кредитование невозможно без страховки от угона и ущерба»,- напоминает Уфимцев. С ним согласен начальник отдела маркетинга департамента комплексного страхования «Ингосстраха» Игорь Александров: продажи каско будут расти до тех пор, пока растут «автомобилизация населения» и популярность автокредитования.
По оценкам центра стратегических исследований «Росгосстраха», этот рынок в ближайшие несколько лет будет увеличиваться на 40% ежегодно.
Единства нет и не предвидится
Пару лет назад страховщики пропагандировали отказ от ценовых войн, захвата рынка автострахования с помощью демпинга и призывали к конкуренции с помощью сервисных услуг. Тарифы на полисы каско в компаниях-лидерах не сильно различались — застраховать иномарку среднего класса стоимостью около $20 тыс. можно было с разницей в 1-1,5 процентных пункта.
Сегодня тарифы этих компаний различаются более чем вдвое. Для примера сравним стоимость полиса для трех популярных автомобилей: «народной» иномарки Ford Focus II стоимостью $15,3 тыс., успешно продаваемого седана Mitsubishi Lancer ($16,6 тыс.) и родившегося красивым Peugeot 407 ($29,5 тыс.). Во всех трех случаях за рулем находился молодой человек 25 лет с тремя годами водительского стажа. В опрошенных компаниях Peugeot 407 можно застраховать по 6,9-11% от суммы страхового покрытия. Разница в итоговой стоимости полиса каско составляет $1232.
Война тарифов, по мнению Ильи Оленина, заместителя директора по автострахованию компании «АльфаСтрахование», связана с желанием некоторых страховщиков закрепиться на рынке автострахования. «Потребители по-прежнему сильно реагируют не на качество, а на цену»,- считает он. Евгений Уфимцев объясняет сильные ценовые различия тем, что страховщики научились рассчитывать свои тарифы на основе накопленных статистических данных. «Тарифные ставки назначаются не из предчувствий и политических соображений, как прежде, а на основе расчетов»,- говорит он.
Низкие тарифы при высоких убытках в свое время привели к банкротству таких компаний, как «Континент-полис», «Народный резерв». Опасная тарифная политика по каско автомобилей в течение нескольких лет привела страховую группу «Авест» к плохому финансовому положению, отзыву лицензии на ОСАГО и банкротству. Точные расчеты позволяют страховщикам вести ценовые войны и захват сегментов рынка автострахования, минимизируя риск собственного банкротства.
Страховка Lancer обойдется недешево
Самой дорогой компанией оказалась «РЕСО-гарантия» — суммарная стоимость страхования всех трех автомобилей в ней самая высокая. В компании уверяют, что разница в тарифах может объясняться лучшими условиями договора. «Цена может означать существенную разницу в правилах, а значит, компания, в которой полис стоит дешевле, будет выплачивать меньше и наоборот»,- говорит Игорь Иванов. А в РОСНО (второе место по совокупной стоимости трех полисов) цены объясняют тем, что компания не пытается конкурировать на этом рынке. «Каждый страховщик сегментирует рынок по-своему. Какие-то компании допускают рост убытков по некоторым отраслям за счет прибыли по другим, иные считают, что работать следует только на прибыль»,- объясняет директор центра страхования автотранспорта РОСНО Александр Гурдус.
«При невысокой стоимости уровень тарифов на Lancer обусловлен тем, что эта машина дороже в ремонте, чем ее одноклассники»,- объясняет тарификацию своей компании начальник управления андеррайтинга автотранспортных рисков СГ «Уралсиб» Егор Лысой. При этом средняя стоимость страхования от ущерба Lancer в 10 опрошенных компаниях сопоставима со средней стоимостью страхования от ущерба Ford Focus II. Страховщики, видимо, считают, что Lancer потенциально более угоняем — стоимость страхования этого автомобиля от угона в общей цене каско выше аналогичного показателя для Ford Focus II.