Лизинг и экспортное кредитование: фрагментарный подход

Лизинг — это эффективный инструмент, помогающий авиакомпаниям решать сложнейшую проблему финансирования дорогостоящих средств производства. За последние годы лизинг воздушных судов перестал быть экзотикой — если раньше им занималась только специализированная "Ильюшин Финанс Ко." (еще была ФЛК, но она фактически обанкротилась), то сейчас практически у всех крупнейших банков существуют свои дочерние подразделения по лизингу самолетов, есть и независимые компании. В частности, можно упомянуть "ВТБ-Лизинг", "ВЭБ-Лизинг", "Сбербанк Лизинг", а также ГТЛК, Сибирскую лизинговую компанию, "Зест", "ЮТэйр-Лизинг", "Авиализинг", "ВСП-Лизинг", "Гознак-лизинг" и др. Однако вопросов с лизингом авиационной техники еще много и связаны они как с нормативной базой, так и особенностями отдельных сегментов рынка.

Читайте также:  Пересмотр правил кредитования увеличит затраты авиатранспортной отрасли

К числу наиболее актуальных вопросов, пожалуй, можно отнести развитие операционного лизинга (и связанную с этим проблему остаточной стоимости ВС), государственную поддержку региональных авиаперевозок и экспортный лизинг российской авиатехники.

Операционный лизинг 

В отличие от финансового лизинга, который по сути представляет собой продажу в рассрочку, операционный лизинг представляет собой аренду. Это гораздо более гибкий инструмент, контракты заключаются в среднем на срок 5 лет, а не на 15, как при финансовом лизинге. Кроме того, авиакомпания может сократить свои расходы на 15–20%, поскольку она не выкупает самолет. Применительно к небольшим региональным перевозчикам, чье финансовое состояние нельзя назвать особенно устойчивым, этот аспект весьма важен.