Московский авиасалон в этом году оказался смотром всех сил авиационной промышленности страны в преддверии радикальной реформы. Предполагается, что создание Объединенной авиастроительной корпорации позволит решить проблему неэффективности российского авиапрома, сконцентрироваться на приоритетных проектах и в конечном итоге занять достойное место в мировом самолетостроении. И хотя вся идея ОАК направлена на разработку перспективных, "прорывных" (на мировой рынок) продуктов, существующие проекты тоже должны найти — или не найти — свое место в ОАК.

В недавнем интервью газете "Военно-промышленный курьер" президент ОАК Валерий Безверхний сказал, что многие программы будут пересмотрены или сокращены, в том числе и те, что ранее выиграли правительственные тендеры и получают государственное финансирование. Разумеется, принимать жесткие решения по достаточно далеко продвинувшимся программам будет чрезвычайно трудно. Однако в течение длительного времени (обусловленного как самим процессом формирования ОАК, так и семилетним переходным периодом с момента вступления России в ВТО) государственное финансирование текущих проектов по действующим программам будет продолжаться и "решение по конкретным проектам будет принимать бизнес, а не чиновники".
Пока трудно представить, как это будет происходить. Все соперничающие — за госфинансирование — проекты имеют мощную лоббистскую поддержку на самом разном уровне. Большинство из них самодостаточны в том смысле, что при наличии господдержки никакая ОАК им не нужна. К этому надо добавить наличие двух конкурирующих лизинговых компаний с государственным участием. В авиастроении (по крайней мере, в гражданском) лизинг является ключевым элементом производственного процесса. Возможно, когда власти создавали две — а не одну — лизинговые компании, ожидалось, что они будут конкурировать, предлагая потребителю один и тот же продукт, и заказчик сможет выбрать лучшие условия. Надо думать, после реализации идеи ОАК так оно и будет. Но сейчас, в условиях крайне скудного спроса и весьма ограниченного предложения, конкуренция сместилась в другое место: лизинговые компании поделили сколько-нибудь перспективные проекты и теперь борются за господдержку "своих" направлений.
В общем, переход в оптимизированное послезавтра из раздробленного сегодня сулит серьезные завтрашние бои.