Плавающий полис — страхование яхт и катеров

На отдыхе следует беспокоиться не только о сохранности своей квартиры. Если вы задумали проводить отпуск на воде — точнее, в путешествиях по рекам, озерам и морям на собственных судах, — в пору задуматься и о соответствующей страховке.

Оградить ваше судно от неприятностей вроде повреждения, гибели или угона можно, даже не выходя из дома. Сегодня ряд компаний готовы застраховать вашу яхту на основании электронного письма. В отдельных случаях может потребоваться фотография судна, подтверждающая его состояние. Также для оформления страховки нужно представить ксерокопию регистрационных и классификационных документов судна (судовой билет ГИМС, классификационное свидетельство Речного (РРР) или Морского (РМРС) регистров либо иные), копии судоводительских документов страхователя.

По словам начальника отдела страхования судов компании «Ингосстрах» Никиты Минина, помимо традиционных рисков — повреждение, угон или гибель — компания может застраховать ряд нестандартных. Скажем, оформить страховку на период перевозки судна как груза. В договоре страхования может быть предусмотрено и покрытие рисков при перевозке судна на автоприцепе по городу, повреждении яхты при подъеме на зимнее хранение, рисков загрязнения окружающей среды, нанесения ущерба здоровью гостей на судне.

Читайте также:  «Далее 6»

Недавний пример: в компании «Ингосстрах» была застрахована яхта стоимостью 2, 5 млн. рублей. К базовому покрытию (с ответственностью за полную гибель и повреждение) клиент добавил покрытие дополнительного риска перевозки яхты. И как оказалось, не зря: в июле прошлого года он повез яхту на прицепе своего «мерседеса», оставил ненадолго автомобиль возле дома, а когда вернулся, выяснилось — машину угнали вместе с «посудиной». Спустя четыре месяца «Ингосстраху» пришлось выплачивать полную стоимость яхты. Так что страховать судно лучше не только на период рейса, но и на более длительное время.

Помимо самих судов яхтовладельцам предлагается страховать гражданскую ответственность. В этом случае страхуются риски, относящиеся к жизни и здоровью пассажиров; повреждения, вызванные столкновениями с другими судами, а также загрязнение вод, спровоцированное выбросом с судов нефти или других экологически вредных веществ. Но, по словам замгендиректора САО «Метро-полис» Сергея Тихонова, страхование ответственности прогулочных судов как источников повышенной опасности не так востребовано их владельцами, хотя именно хозяин должен возмещать ущерб, причиненный его судном. В то же время полис покрывает расходы на лечение, восстановление здоровья пострадавших третьих лиц, судебные и внесудебные издержки страхователя и др.

Размер страховой суммы для нового судна равен его первоначальной стоимости. Для видавших виды судов размер тарифа рассчитывается индивидуально. На размер страхового тарифа влияют такие показатели, как район эксплуатации, место хранения, возраст судна, тоннаж, наличие дополнительного оборудования и отделка.

Никита Минин подчеркивает: «Для яхтовладельцев судно — это не средство получения прибыли, а место для отдыха, воплощение мечты и в какой-то степени — имиджевая составляющая. Кроме того, в отличие от больших коммерческих судов, наши яхтовладельцы ходят по прибрежным морским и внутренним водам России, где еще недостаточно развита инфраструктура яхтинга: очень мало причалов, стоянок, заправок. Это увеличивает риск наступления страховых случаев».

Читайте также:  Детям — отдых, родителям — страховой полис от несчастного случая

Основные игроки на рынке яхт и катеров — «Ингосстрах», «Стандарт-Резерв», ПАРИ и «Ренессанс Страхование». Хотя сам рынок находится в фазе становления и не может пока похвастаться повышенным спросом на свои услуги. Дело в том, что, как отмечает Никита Минин, в России около миллиона различных маломерных судов, однако многие катера, лодки и даже роскошные яхты до сих пор нигде не зарегистрированы. К сожалению, культура эксплуатации малого водного транспорта сегодня оставляет желать лучшего. «Каждый, кто любит отдыхать на водоемах Подмосковья, может привести множество примеров лихачества гидроциклистов, которые проносятся с бешеной скоростью рядом с пловцами, накрывая их волной. Знакомый работник ГИМС поведал, что гидроцикл, проехавший на скорости над купальщиком, „загоняет“ его на глубину до двенадцати метров. Растет количество и тяжесть рисков, множатся несчастные случаи. Владельцы малых судов обычно не имеют опыта и профессиональных навыков судовождения и, кроме того, отличаются „вольным“ поведением на воде», — сожалеет Сергей Тихонов.