Практика кредитования субъектов воздушного транспорта на современном этапе
Андрей ТРИФОНОВ, замначальника 4-го управления по работе с корпоративными клиентами Внешторгбанка
Размер собственных средств банка составляет 55 млрд руб., величина чистых активов 217 млрд руб. Внешторгбанк традиционно является одним из кредиторов российской экономики. Вложения банка в промышленный сектор РФ, включая авиатранспорт, на 01.09.03 г. составляют 97 млрд руб.
С 2003 г. банк начал активное финансирование авиапромышленности; общая сумма финансирования программ развития предприятий отрасли на ближайшую перспективу превышает 1 млрд долл. США. В то время как потребность гражданской авиации как сегмента российской экономики в ресурсах огромна — она не удовлетворена даже наполовину. Банк осуществляет кредитование предприятий авиапромышленности сроком от 3 до 7 лет с применением оперативного и финансового лизинга через специальную компанию "ВТБ-Лизинг".
Мы готовы финансировать лизинговые и иные операции по приобретению новой АТ с привлечением западных денежных средств на сроки до 5-7 лет под 7-8% годовых. Один из наиболее реализуемых проектов банка для авиакомпаний сегодня — хеджирование авиатоплива, который позволяет фиксировать его цену в определенных временных интервалах. Внешторгбанк рассматривает все виды обеспечения — возможно обеспечение под оборот и под обязательства потребителя.
Содоклад Анте ПЕТРИЧИЧ, Interglobe
Прежде надо выяснить, когда вы нуждаетесь в нас. Возможно, вам необходимо реализовать инвестиционный проект, требующий поставок многочисленного западного оборудования, монтажных услуг, консультационных и т. д., а также интеграции всего этого. Кроме того, нужно найти прямое финансирование проекта и альтернативное. Вы можете обратиться к нам, и мы выполним все ваши пожелания по одному долгосрочному соглашению, а также поможем реализовать ваш проект при участии ведущих немецких банков. Клиент может получить кредит на срок 7-10 лет под 5% годовых и полный пакет документации. Возврат платежей через 6 месяцев после подписания договора. Если есть необходимые условия, мы готовы кредитовать любые проекты в РФ. Это мой взгляд со стороны кредитора, а не инвестора.
Финансирование приобретения ВС — долгосрочная перспектива
Даг ВИНТЕР, вице-президент GE Capital Aviation Services
GE Capital Aviation Services (GECAS) является ведущей компанией по финансированию и лизингу воздушных судов, работающих по всему миру. Имеет 1200 собственных ВС и 300 — в управлении.
По оценке GECAS, состояние рынка в настоящее время характеризуется стабилизацией пассажиропотоков, хотя доходы по-прежнему невелики, предложение самолетов намного превышает спрос, что поставило в сложное положение их производителей и обрушило цены на вторичном рынке. Многие авиакомпании проводят реструктуризацию, а мировая отрасль авиаперевозок по итогам 2003 г. зафиксирует рекордные потери.
Продолжается консолидация отрасли. Авиакомпании, входящие в четыре ведущих мировых альянса, перевозят уже более 50% всех пассажиров, и эта цифра продолжает расти. Все чаще авиакомпании стараются сосредоточиться на основной деятельности, переводя вспомогательные функции на аутсорсинг. Ключом к конкурентоспособности становится максимальная гибкость и способность быстро реагировать на изменения на рынке.
Еще одна тенденция рынка — растущее использование региональных самолетов, которые предоставляют перевозчику максимальную гибкость в условиях высококонкурентных рынков. В 2001-2002 гг. прирост пассажирооборота, выполненного на региональных самолетах, составил более 20%, а их доля в общем количестве эксплуатируемых самолетов превысила 15%.
Анализируя общее состояние рынка авиаперевозок, можно отметить, что консолидация отрасли продолжается, конкуренция в ней сильнее, чем когда-либо, падение цен обострило риск переоценки остаточной стоимости самолетов, делая операционный лизинг наиболее привлекательной формой финансирования сделок с воздушными судами. Выживание сегодня означает ценовую конкурентоспособность и гибкость.
Опыт финансирования авиапромышленности Сбербанком России
Сергей ВОЛОХОВ, замдиректора управления проектного финансирования Сбербанка
Сбербанк России сотрудничает с ведущими российскими авиастроительными фирмами и авиаперевозчиками; объем финансирования предприятий авиапрома по состоянию на 01.07.03 г. составил более 568,3 млн долл. Сбербанк предоставляет полный перечень банковских услуг и проводит активную политику в области инвестиционного кредитования и проектного финансирования, в частности, предприятий авиапрома, авиаперевозчиков, наземной инфраструктуры (аэропортов).
Проводя операции по долгосрочному финансированию, банк предоставляет кредиты на 5-7 лет. В качестве основного обеспечения для покрытия рисков финансирования рассматривается залог оборудования, транспортных средств, другого имущества; залог недвижимости, в т. ч. самолетов и планеров; залог акций и ценных бумаг Сбербанка. При финансировании проектов также могут быть использованы гарантии надлежащего исполнения обязательств и возврата аванса по контрактам.
Финансирование инвестиционных проектов осуществляется путем как прямого кредитования, так и финансирования лизинговых сделок. Для финансирования проектов, включающих поставки импортного оборудования, Сбербанк готов привлекать ресурсы, предоставляемые зарубежными банками под гарантии экспортных кредитных агентств. При долгосрочным финансировании банк предоставляет любые виды гарантий, в т. ч. тендерные и перед налоговыми органами, а также участвует в облигационных займах, размещаемых российскими предприятиями, в качестве организатора и соорганизатора.
Структурирование инвестиций в авиационном секторе: налоговые и таможенные аспекты
Екатерина ЛАЗОРИНА, директор по налогообложению PricewaterhouseCooper,
Марина ВОЛКОВА, менеджер отдела таможенного законодательства PricewaterhouseCooper
Способами финансирования приобретения ВС российскими авиакомпаниями являются: привлечение заемных средств, международный лизинг, российский лизинг, структурированные сделки с применением взноса в уставный капитал. Выбор механизма финансирования с налоговой точки зрения зависит, в частности, от налоговой позиции авиакомпании по отношению к возможности вычета НДС и уплате налога на прибыль, а также от возможности использования иностранной компании в структуре.
К основным налоговым аспектам международного лизинга относятся: таможенные пошлины и НДС, НДС на лизинговые платежи, налог на доходы, налог на имущество, включение арендных платежей в расходы. В перечне налоговых аспектов российского лизинга последняя позиция отсутствует, а вместо налога на доходы присутствует налог на прибыль. Для лизингодателя в российском лизинге пошлины включаются в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль; НДС, уплаченный на таможне, вычитается из НДС по лизинговым платежам; используется механизм ускоренной амортизации. Для лизингополучателя НДС по лизинговым платежам вычитается; лизинговые платежи включаются в состав расходов, применяются специальные правила налогового учета лизинговых платежей; налог на имущество уплачивается лизингополучателем, если предмет лизинга учитывается на его балансе.
Таможенный кодекс РФ, который вступает в силу с 01.01.04 г. в сравнении с ТК 1993 г. имеет ряд преимуществ — он характеризуется более "прозрачными" и понятными требованиями, предусматривает упрощение таможенного оформления, контроль после выпуска товаров только в течение 1 года, отсутствие контроля после выпуска товаров на экспорт, беспроцентный временный ввоз на 34 месяца и дает больше шансов на успешное разрешение споров с таможней. В то же время ТК 2004, очевидно имеет и ряд проблемных положений, таких как обеспечение уплаты таможенных платежей, определение таможенной стоимости, взаимодействие с Налоговым кодексом РФ, ограничения по международному использованию некоторых временно ввезенных товаров, необходимость издания новых нормативных правовых актов.
Страхование и безопасность полетов
Николай УСТИМЕНКО, вице-президент ВСС, президент "Авикоса"
В российских авиакомпаниях, как правило, уделяется недостаточное внимание работе по оценке риска и страхованию, а расходы на страхование рассматриваются как лишнее бремя. Выбор страховщика часто диктуется исключительно соображениями минимальной цены. Получить лицензию на страхование авиационных рисков в России нетрудно, поэтому многие страховые компании берутся за страхование авиационных рисков, не имея квалифицированных кадров, финансовых ресурсов, адекватной системы перестрахования. Многие из них действуют исключительно как посредники и не несут ответственности по своим обязательствам. Хотя страховщики располагают одинаковыми лицензиями, их надежность и способность предоставить услугу должного уровня неравнозначны.
Для того чтобы обеспечить адекватную страховую защиту, необходимо планировать расходы на страхование исходя из оценки рисков авиакомпании, определять страховые суммы для ВС по их рыночной стоимости, лимиты ответственности устанавливать не по минимальным требованиям, а учитывая реальные риски, с которыми сталкивается авиакомпания. Следует находиться в постоянном контакте со страховщиком. Страховые компании могут и должны стать важной составной частью системы обеспечения безопасности полетов и финансовой устойчивости авиакомпаний.
Страховые компании являются партнерами авиакомпаний в организации программ риск-менеджмента, организации работы по оценке риска при разработке проектов, оценке стоимости воздушных судов и основных фондов, подготовке и внедрении в авиакомпаниях планов действий в кризисных ситуациях, организации расследования инцидентов и авиационных происшествий, разработке и внедрении мероприятий по повышению безопасности полетов.
Авиационное страхование: смена приоритетов
Дмитрий ДЖАФАРОВ, директор департамента управления рисками и страхования "Аэрофлота"
Авиакомпании имеют возможность управлять расходами на страхование, руководствуясь своей стратегией и внедрив риск-менеджмент. Авиакомпаниям имеет прямой смысл активно работать с рынками страхования, устанавливать стратегическое партнерство с основными андеррайтерами, что поможет оптимизировать затраты и снизить риски.
Страховые компании определяют условия страхования исходя из комплексной оценки риска на авиакомпанию, который традиционно базировался на показателях ее безопасности полетов, текущей убыточности страхования, совокупном балансе страховой премии и страхового возмещения за длительный период, инженерной оценке риска деятельности подразделений авиакомпании, способности оперативного реагирования в кризисных ситуациях. Но в современных условиях на первые позиции выходят такие новые параметры, как риск-аудит подразделений авиакомпании и позиционирование компании на страховом рынке, а также моделирование и сценарный анализ кризисных ситуаций в авиакомпании.
Роль страховых брокеров на нашем рынке сильно недооценена.