ЦБ разрабатывает меры по борьбе с мисселингом


Регулятор пока не определился, как обязать банки соблюдать стандарты продаж страховщиков

Об этом АСН сообщил вице-президент ВСС Максим Данилов. По его словам, идея о создании рабочей группы появилась в феврале. Первое ее заседание прошло в апреле, второе – в конце мая. Пока участники группы только разработали дорожную карту с инициативами.

При этом ВСС продолжает разработку стандартов по страхованию жизни, которые также направлены на борьбу с мисселингом. Однако по-прежнему непонятно, как обязать банки соблюдать стандарты, принятые объединением страховщиков, отметил Максим Данилов. Он напомнил, что ранее зампред ЦБ Сергей Швецов предложил обязать кредитные организации вступить в СРО страховщиков. Однако, по мнению вице-президента ВСС, это «немного утопичная» идея. 

Максим Данилов считает, что эта проблема будет решена, если регулятор выпустит указание для банков, в котором будут прописаны стандарты по страхованию жизни, которые сейчас разрабатывает ВСС. Однако регулятору придется создать механизм контроля за выполнением данного указания, отметил президент союза.

Читайте также:  Проект закона о финансовом омбудсмене принят во II чтении

В середине февраля этого года АСН сообщало, что союз планирует принять стандарты по страхованию жизни  в течение двух месяцев, однако этого до сих пор не произошло. По словам Максима Данилова, есть две причины этого.

Первая из них – «комплаенс-риск». Существование проблемы мисселинга на уровне госорганов формально не подтверждено. «Возникает вопрос: а почему вы это прописываете? Роспотребнадзор, ФАС, ЦБ могут лишний раз в чем–то обвинить банки. Надо, чтобы не возникло возражений по комплаенсу со стороны проверяющих органов», – объяснил Максим Данилов.

Читайте также:  ВСК за 9 мес. 2017 г. выплатила 1 млрд р. дивидендов

Второй спорный момент – способ доведения до клиента памятки (чек-листа из 5 пунктов, из которого клиенту будет ясно, что он оформляет не депозит и т. д.). ВСС прописал в стандартах, что она должна доводиться в той же форме, в какой заключен договор страхования (в электронной или «бумажной»). Если это «бумажный» договор, то человек должен поставить свою подпись на памятке, чтобы подтвердить, что он с ней ознакомился. 

«Но тут есть одна проблема – коробочные продукты. Что с ними делать? Они не предусматривают письменного общения с клиентом. Кроме того, есть полисы оферты – те же самые коробки. Как удостовериться в том, что клиент понял, что купил, непонятно. С коробочными продуктами можно просто памятку не давать и так же мисселить, как и сейчас», – сказал вице-президент ВСС.

Читайте также:  В Госдуму внесен законопроект о скидках на е-ОСАГО

Как уже сообщало АСН, основным результатом введения стандартов ВСС по страхованию жизни должно стать вынесение самых важных пунктов договора страхования на отдельную страницу крупным шрифтом (речь о выкупной сумме, отсутствии гарантии инвестиционного дохода и т. д.). Вице-президент ВСС Максим Данилов пообещал, что контроль за соблюдением стандартов со стороны союза будет жестким и назвал его «поведенческим надзором». По его словам, несоблюдение страховщиками стандартов приведет к достаточно крупным штрафам (от 600 тыс. р.) и исключению из членов ВСС, что автоматически повлечет за собой отзыв лицензии Банком России.