ЦБ разрабатывает меры по борьбе с мисселингом


Регулятор пока не определился, как обязать банки соблюдать стандарты продаж страховщиков

Об этом АСН сообщил вице-президент ВСС Максим Данилов. По его словам, идея о создании рабочей группы появилась в феврале. Первое ее заседание прошло в апреле, второе – в конце мая. Пока участники группы только разработали дорожную карту с инициативами.

При этом ВСС продолжает разработку стандартов по страхованию жизни, которые также направлены на борьбу с мисселингом. Однако по-прежнему непонятно, как обязать банки соблюдать стандарты, принятые объединением страховщиков, отметил Максим Данилов. Он напомнил, что ранее зампред ЦБ Сергей Швецов предложил обязать кредитные организации вступить в СРО страховщиков. Однако, по мнению вице-президента ВСС, это «немного утопичная» идея. 

Максим Данилов считает, что эта проблема будет решена, если регулятор выпустит указание для банков, в котором будут прописаны стандарты по страхованию жизни, которые сейчас разрабатывает ВСС. Однако регулятору придется создать механизм контроля за выполнением данного указания, отметил президент союза.

Читайте также:  Сборы ВСК за I кв. 2018 г. выросли на 36% – до 17,6 млрд р.

В середине февраля этого года АСН сообщало, что союз планирует принять стандарты по страхованию жизни  в течение двух месяцев, однако этого до сих пор не произошло. По словам Максима Данилова, есть две причины этого.

Первая из них – «комплаенс-риск». Существование проблемы мисселинга на уровне госорганов формально не подтверждено. «Возникает вопрос: а почему вы это прописываете? Роспотребнадзор, ФАС, ЦБ могут лишний раз в чем–то обвинить банки. Надо, чтобы не возникло возражений по комплаенсу со стороны проверяющих органов», – объяснил Максим Данилов.

Читайте также:  RAEX повысил рейтинг «Ренессанс Страхование» до уровня ruАА–

Второй спорный момент – способ доведения до клиента памятки (чек-листа из 5 пунктов, из которого клиенту будет ясно, что он оформляет не депозит и т. д.). ВСС прописал в стандартах, что она должна доводиться в той же форме, в какой заключен договор страхования (в электронной или «бумажной»). Если это «бумажный» договор, то человек должен поставить свою подпись на памятке, чтобы подтвердить, что он с ней ознакомился. 

«Но тут есть одна проблема – коробочные продукты. Что с ними делать? Они не предусматривают письменного общения с клиентом. Кроме того, есть полисы оферты – те же самые коробки. Как удостовериться в том, что клиент понял, что купил, непонятно. С коробочными продуктами можно просто памятку не давать и так же мисселить, как и сейчас», – сказал вице-президент ВСС.

Читайте также:  «СОГАЗ» и ВТБ объявили об объединении страхового бизнеса

Как уже сообщало АСН, основным результатом введения стандартов ВСС по страхованию жизни должно стать вынесение самых важных пунктов договора страхования на отдельную страницу крупным шрифтом (речь о выкупной сумме, отсутствии гарантии инвестиционного дохода и т. д.). Вице-президент ВСС Максим Данилов пообещал, что контроль за соблюдением стандартов со стороны союза будет жестким и назвал его «поведенческим надзором». По его словам, несоблюдение страховщиками стандартов приведет к достаточно крупным штрафам (от 600 тыс. р.) и исключению из членов ВСС, что автоматически повлечет за собой отзыв лицензии Банком России.